Я пишу эту статью в надежде на то, что с такими знаниями стрельба в Counter-Strike на территории нашей страны улучшится, а с нею же улучшится скилл наших игроков :) Когда МЫ, наконец-то научимся стрелять с "наших" Калашей, и "американских" Кольтов? Весь мир видит как Шведы стреляют с этих оружий лучше всех! (no offense Шведам ;)) Counter-Strike - это игра в которой надо уметь не только хорошо играть в комманде, но и довольно хорошо стрелять.
Статья, надеюсь, понравится всем игрокам, и они почерпнут из нее много интересных моментов, а также найдут что добавить :) Все основные моменты стрельбы, описанные в данной статье, основываются на моих наблюдениях и наблюдениях моих друзей, а также детальном исследовании стрельбы в демках тех же Шведов, а особенно стрельба такого отца как SK|HeatoN (NiP | HeatoN) :] Возможно для некоторых игроков эта статья не принесет новой информации, но я считаю что им не стоит гордо плевать на эту статью, считая что они знают абсолютно все. Если знаете еще больше - можете добавить, будет клево!
Дело в том, что многие хорошие игроки в CS не очень-то и стараются раскрыть свои секреты хорошей стрельбы, и это очень тормозит нашу CS community :) Потому что это, на самом деле, очень легко и должно быть совершенно не секретно!!!
Итак, для чего же предназначена эта статья? Главная идея статьи - научить игрока понимать расброс пуль при стрельбе. Статья предназначена для того, чтобы научить игроков контролировать свой спрей из таких оружий как ak47, m4a1, и всяких прочих там aug, sg552, mp5navy, deagle :P.
Основное внимание в этой статье уделено Автомату Калашникова (далее Калаш, ak47 ;)). У него самый большой расброс пуль и поэтому это оружие является самым интересным для исследования ;) Научившиеся контролировать спрей с Калаша, автоматически легко могут контролировать спрей и с любого другого оружия! :D
Несколько слов про эмуляцию стрельбы в Counter-Strike. Для эффекта, иллюзии случайного расброса пуль в Counter-Strike применяются два основных програмных кода - это отдача оружия, и пули, которые перестают лететь в центр прицела :D.
Для грамотного спрея надо уметь "держать свою винтовку в руках", то есть преодолевать его отдачу. В чем заключается отдача оружия? В том, что при стрельбе, прицел самопроизвольно уходит вверх и всторону, и трясется при каждом выстреле. После прекращения стрельбы прицел возвращается в изначальное положение. Если стрельба не прекращается, то прицел, предельно поднявшись, начинает ходить из стороны в сторону. Отдаче легко можно научиться, просто тренируясь стрелять в стену удерживая прицел на одной области. Обычно это бывает рисунок на стене, или чья-нибудь голова :) (Небольшой совет для того, чтобы научиться получше удерживать прицел на какой-нибудь области - попробуйте водить своим прицелом вокруг какой-нибудь точки этой области - при вождении прицела его отдачу намного легче контролировать)
Но помимо отдачи прицела в Counter-Strike надо еще знать куда и в какой момент летят пули. Я для того, чтобы это узнать, стреляю в стену, удерживая прицел на какой-нибудь точке, и смотрю куда летят пули.
Рассмотрим несколько рисунков, наглядно показывающие область попадания пуль ak47. На рисунках я постарался наглядно показать прицел в CS, его расширение и область попадания пуль (которую я обозначаю на рисунках черной точкой).
Рис. 1
Выстрел первого патрона
Рис. 2
Выстрел второго и третьего патрона
Выстрел четвертого и пятого патрона
Как видно из рисунков, первые 5 патронов попадают в центр прицела. Основную трудность при стрельбе здесь представляет собой отдача прицела. После каждого выстрела прицел будет оттягиваться вверх и вправо(влево), и необходимо будет его оттуда возвращать на место, чтобы каждый патрон мог поразить цель. Это, конечно, невозможно и непосильно человеку, но можно добиваться чтобы из 5 патронов хотя-бы 2 долетали в цель, а остальные - на небольшом расстоянии от цели - в приципе, этого будет достаточно для того, чтобы отлично стрелять.
Кстати говоря, первые 5 патронов летят точно в центр прицела не только для ak47, но и для m4a1, aug, sg552, mp5navy, а также для всех видов пистолетов(!).
*Если при выстреле 1 и 2 патрона отдача не так заметна, то на момент выстрела 3, 4 и 5 патронов отдача будет уже существенна. Как же увеличить точность стрельбы на дальних расстояниях? Если после первых двух выстрелов отжать кнопку атаки и снова нажать, сделав выстрел 3 патрона, то 3 патрон попадет в место попадания 1 патрона. Это произойдет потому, что после отжатия кнопки атаки прицел возвратится в свое первоначальное положение перед выстрелом, и 3 патрон, который летит тоже в центр прицела, полетит туда же куда полетел и 1 патрон. На расстояниях средней и большой дальности это убийственный прием, когда все 3 пули, выпущенные почти сразу, поражают противника. Также можно комбинировать выстрелы, например сделав выстрелы 1,2,3 патронов, отжать кнопку атаки и снова нажать,сделав выстрел 4 и 5 патронов.
Хочу остановиться и детально рассмотреть выстрелы одиночными - они сверх-точны как раз потому, что нажимая и отжимая кнопку атаки, прицел возвращается в свое первоначальное положение, и таким образом можно выстрелить все с 1 по 5 патрон очень точно в цель. Но это займет больше времени чем выстрел пяти патронов всплошную. А в Counter-Strike рулят только те, кто убивает быстрее ;)
Дальше пули летят уже не в центр прицела, и мы далее рассмотрим куда же. Сразу отмечу, что за абсолютно точное расположение области попадания пуль я не ручаюсь, потому что картину попадания 6-7-8-...30 патрона я восстанавливал из своей личной памяти и опыта.
Я не зря пишу про области попадания пуль. В коде эмуляции стрельбы CS, если исключить отдачу, пули друг за другом очень точно летят сначала в одну точку, потом в другую, потом в третью итд. Именно этой начальной точкой является центр прицела, в который, как мы убедились, попадают первые 5-7 пуль. Далее я сделал несколько рисунков, в которых наглядно показаны эти области попадания пуль и положения прицела в той или иной области попадания пуль.
Первый рисунок - Начальная область попадания пуль.
Первые 5-7 патронов... Важнейшие для стрельбы. Какого наслаждение, когда удается удержать прицел точно на противнике, точно выпустив в него все 5 патронов, зная что ни один патрон не полетел мимо! А если целиться точно в голову... вы будете наслаждаться зрелищем, как enemy кувыркается и делает сальто от приданного ему имульса вашим ak47 ;) Особенно важны эти первые 5-7 пуль потому что отдача оружия еще невелика, что позволяет без труда целиться.
Не успел еще первый сдохнуть, как появляется второй ;) Переносим на него прицел, и опускаем на нем область попадания пуль номер 2 прямо в то место, в которое мы целимся ;) (как это показано на рисунке, я целюсь в живот ;)). И держим на этой области в течении нескольких пуль, обычно 3-4, потом пули начинают лететь еще выше, и соответственно прицел надо опустить еще ниже. Задача усложняется еще и тем, что отдача прицела также идет вверх, то есть чтобы сильно опустить прицел, вам придется довольно сильно дернуть вниз саму мышку.
На третьем рисунке область попадания пуль, которую я изображаю черной точкой находится прямо на верхней нычке (или чуть выше, на таком же расстоянии от нее как и на рисунке 2). Необходимо продержать в таком состоянии прицел на противнике, в течении 3-4 патронов. Но это совсем непросто, ведь прицел бешенно дергается - отдача оружия максимальна!
Рисунок 4 и 5 - Область попадания пуль уходит с центрального положения влево или вправо. Мне было очень сложно определить эту область попадания пуль, потому что с такой сильной отдачей, которая возникает когда мы непрерывно стреляем уже 15 пуль подряд, да еще и с ak47. Но я все-таки нашел очень легкое правило, по которому можно определять эту область и довольно-таки точно ею целиться - эта точка легко определяется по верхней и правой(или левой) нычкам :P
Если вы увидели в какую сторону пошли пули - туда и смещайте прицел, накладывая область попадания пуль так, как примерно показано на рисунках. Бывает, через 4-5 патронов область попадания пуль слева переходит вправо - необходимо резко водить прицелом слева направо или наоборот ;) И не забывайте про отдачу :)
Несколько слов про время, в течении которого необходимо удерживать прицел в том или ином положении. Чтобы не заставлять себя считать сколько патронов уже выпущено, пользуйтесь простым правилом - если вы начинаете видеть, что пули уже не попадают туда, куда надо, меняйте положение прицела на следующее. Это касается также и положений прицела 4 и 5 - если видите, что не попадаете, и, допустим, у вас прицел был справа, то резко переместите его налево.
Еще очень важно заметить отличие стрельбы стоя и стрельбы сидя. Когда вы стреляете сидя, пули дольше задерживаются на областях попадания. Стреляя сидя, в центр прицела могут попасть все 7 патронов, в положении два - 5 патронов итд. Я не засекал сколько патронов задерживаются на том или ином положении, поэтому не ручаюсь за точность также, как и не ручаюсь за точность рисунков.
По опыту игр в комманде я скажу, что простреливать все 30 патронов мне приходилось крайне редко. Редко когда удается найти толпу, обращенных к тебе спиной, в которых можно спокойно прострелять все 30 патронов. Все просто - ведь если натыкаешься на пятерых, то пока ты будешь их поочередно убивать хотя бы один из них попадет тебе в голову или они просто в пять стволов тебя завалят. То есть крайне редко я перемещал прицел в крайние положения 4 и 5.А это значит, что в основном достаточно уметь пользоваться только первыми тремя положениями оружия - то есть уметь опускать прицел на противнике.
Отсюда и первое простое правило - если вы видите, что противник находится не на центральной вертикальной оси прицела, то вы как минимум не попадаете.
Второе правило идет вслед за первым - если вы также видите, что противник находится не выше горизонтальной оси прицела, то вы тоже не попадаете :D.
Если цель движется, то просто следите чтобы она была на вертикальной центральной оси, и выше горизонтальной оси. Так вы будете уверены, что противник от вас не убежит ;D (например если он думает что убежит, что вы в него не попадете потому что вы стреляете очередями в 2-3 патрона - а это довольно сложно попасть в цель когда она движется). Поэтому используйте спрей ;)
С пистолетов стрелять можно точно также - просто сложновато одновременно удерживать прицел от отдачи, целиться, и еще нажимать на кнопку атаки когда она находится на мышке. У нас в комманде замечательный игрок JIOCb биндит кнопку стрельбы на клавиатуру, что позволяет ему очень точно и метиться, и нажимать на кнопку атаки.
Упорные тренировки позволяют развить тот навык, когда чувствуешь свое оружие - когда оно "остывает" (то есть когда после прекращения стрельбы область пуль переходит в предыдущую), когда пора перемещать прицел в следующее положение во время безпрерывной стрельбы, и самое обязательное - это точность стрельбы по цели, применяя спрей. Этот навык уже можно заслуженно назвать высоким классом стрельбы.
Совмещайте стрельбу одиночными, burst-ы(стрельбу поочередно) и спрей. Для чего? А для того - ведь надо же экономить патроны, в конце-концов! :D
Ну вот в принципе я и выложил в письменной форме все, что знал про стрельбу в Counter-Strike. Не стесняйтесь, добавляйте и то, что знаете, я уверен что здесь еще 99% информации впереди! Напоследок оставлю рисунки областей и положений прицела для colt m4a1, надеюсь для остальных оружий области и соответственно от них зависящие положения прицела вы найдете сами - достаточно пострелять в стену и слегка поводить прицелом туда-сюда ;)colt m4a1 carabine
Хотелось бы поблагодарить всех, кто прочитал эту статью до конца и нашел новую информацию в ней =)
Не стесняйтесь дополнять ее, писать свои собственные статьи и опубликовывать их!
Мое персональное спасибо:
SL**[Proof] - за то, что показал мне что такое CS да и не только ;)
[MF]prodigy - за то, что научил меня спрею :D
SL**JIOCb - за то, что научил меня стрельбе одиночными и вообще показал что такое CS sens 7 альтернативное управление решает и вообще ;D
SL**$noopy - за то, что он всегда такой волшебный :))))
Sky.Alsou - реальный отец стрельбы :)
Sky.Govorun - нереальный отец стрельбы :D
[MF]PIXEL - за то что ты всегда был нереальным папашкой :)
[MF]FIRESTARTER - за то, что терпеливо слушал мои лекции о стрельбе ;)
Alliance*Monarch - Рина рулао отец =)
Alliance*Rodriguez - один из лучших "зумов" в КЗ
Alliance*Open - лучший стрелок, человек, который показал мне что такое маленький сенс :) Стас форева =)
Alliance*Tarantino - перечислить все то, что я узнал, общаясь с ним, нереально :o) Мегаотец
Alliance*Freeman - Ерла, ты супер-дупер отец =)
IIIapuk - Шамиль ты тоже учил меня стрелять :)
Nuka - человек, который фактически сделал киберспорт в Казахстане
jodi - вообще госу, всегда достоин всяческой похвалы
JulieT-ka ;)
kyah - за то, что ты всегда такой трудолюбивый и добрый :)
Надеюсь никого не забыл :) Если забыл, то не обижайтесь, у меня просто плохая память =)
Спасибо всем кто поддерживал меня на этапе создания этой статьи.
Передаю персональное спасибо HeatoN-у, за его демки, за его стиль игры, надеюсь он это прочтет и порадуется ;P)))